Новости рынка

Стратегия повышения качества до 2030 года

4 июля 2016 г. состоялось совещание Дмитрия Медведева с вице-премьерами, на котором была принята Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года (Распоряжение Правительства России от 29 июня 2016 г. № 1364-р).

С одной стороны, благая цель – повышение качества, контроль качества, ответственность производителей в сфере качества и безопасности, возрождение производства пищевых ингредиентов в РФ, актуализация перечней разрешенных ингредиентов и регламентов их применения и прочее, с другой – такие положение Стратегии, как введение показателей качества в Технические регламенты Таможенного союза, возврат оценки подтверждения соответствия в форме Государственной регистрации <<для пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, пробиотических микроорганизмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, наноматериалов и пищевой продукции, полученной с использованием нанотехнологий и отдельных видов функциональной пищевой продукции>> вызывают неоднозначное понимание отраслевого сообщества экспертов, возможно необоснованное, но все же.

Именно положения Стратегии, в части совершенствования государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения надзора и контроля (раздел III, часть 4), предусматривающей государственную регистрацию пищевых добавок и прочих сырьевых компонентов, вызвало обеспокоенность и бурное обсуждение.

Технические регламенты Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», принятые соответственно в 2011 и 2012 г.г., и введенные в действие с 01.07.2013 г., предусматривают оценку соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств в форме декларирования соответствия. Регламенты действуют уже более 2 лет, и если одна из целей Стратегии изменить форму оценки соответствия, то было достаточно времени для внесения предложений по внесению изменений в части оценки (подтверждения) соответствия пищевых добавок в соответствующие Технические регламенты Таможенного Союза. Можно конечно предположить, что данное положение касается исключительно пищевых добавок и прочих сырьевых компонентов, полученных с использованием нанотехнологий, но из текста это четко не следует, и соответственно будоражит отраслевую общественность.

Решение № 880 в части продления сроков государственной регистрации пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств до 15 февраляеобавые д 2015 г. вызвало у предпринимательского сообщества многочисленные вопросы по порядку проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции в течение переходного периода, т.е. до 15 февраля 2015г. и действию документов об оценке (подтверждении) соответствия после 15 февраля 2015г.

Письменные обращения и устные вопросы на семинарах в течение всего 2012, 2013 и 2014 годов направлялись в Евразийскую экономическую комиссию, Минпромторг РФ, Роспотребнадзор и Росаккредитацию. Основные вопросы касались продления сроков переходного периода для выше названной группы продукции для плавного перехода от одной формы оценки соответствия к другой; сроков действия Свидетельств о

государственной регистрации на соответствие продукции требований Технических регламентов после окончания переходного периода (15 февраля 2015г.); возможности досрочного декларирования, необходимости переоформления свидетельств о госрегистрации на декларации. На основании письменных ответов, письменных разъяснений, многочисленных консультаций, пресс-релизов, устных ответов на семинарах и совещаниях, экспертных мнений специалистов этих организаций были сформулированы следующие положения:

– Вопрос о переводе пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств с оценки соответствия в форме госрегистрации на декларирование соответствия не подлежит пересмотру;

– Переходный период не подлежит продлению;

– Возможно досрочное декларирование данных групп продукции, при условии выпуска их в оборот после 15 февраля 2015г.

Разъяснения доведены до заинтересованных организаций (Федеральная таможенная служба, территориальные органы Роспотребнадзора, участники рынка, общества потребителей), а также прессы и общественности.

С учетом полученных разъяснений, бизнес-сообщество Российской Федерации, в срочном порядке с декабря 2014 г. осуществляло досрочное декларирование продукции с тем, чтобы к 15 февраля иметь оформленные декларации.

Изменение формы оценки (подтверждения) соответствия пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств в настоящий момент (2016г!!!), считаем нецелесообразной избыточной мерой и дополнительным административным барьером для предпринимательской деятельности, в том числе, по следующим причинам:

– на создание системы подтверждения соответствия и ее оптимизацию затрачены значительные бюджетные средства (Росаккредитация, система аккредитованных лабораторий и центров, подготовка кадров и прочее);

– на оформление деклараций о соответствии затрачены значительные финансовые средства бизнес-сообщества, все актуальные свидетельства о государственной регистрации на соответствие ЕСТ переоформлены на декларации о соответствии, а также в действии находятся свидетельства о государственной регистрации на соответствие ТР ТС, полученные в переходный период.

Расширение перечней пищевой продукции, подпадающих под декларирование и увеличение ответственности Изготовителей (Заявителей) за безопасность выпускаемой продукции в рамках национального (КоАП РФ, УК РФ) и международного законодательства (ЕАЭС), безусловно, требует четкого определения правил классификации, декларирования и маркирования ингредиентов пищевой продукции, в т.ч. ароматизаторов. Дискуссии по вопросу возврата формы подтверждения соответствия в форме свидетельства о государственной регистрации не утихают с 2013 года, в рамках заседания Консультативного комитета по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии 4-5 марта 2015г, данный вопрос заявленный Республикой Беларусь также был рассмотрен.

По мнению, бизнес-сообщества и экспертов отрасли пищевых ингредиентов, основанном на анализе практики гос.регистрации и декларирования за прошедшее время и результатах мониторинга порядка оформления деклараций, совершенствование

государственного регулирования в части обеспечения надзора и контроля производства и выпуска в обращение пищевых ингредиентов, должно предусматривать реформирование действующей системы подтверждения соответствия, а именно:

— учитывая важность обеспечения условий для достоверной оценки (подтверждения) соответствия пищевых добавок и ароматизаторов в форме декларирования, а также с целью исключения неоднозначности трактовки некоторых положений ТР ТС, необходимо разработать Рекомендации по порядку декларирования пищевых добавок и ароматизаторов (доказательная база и названия при подтверждении соответствия);

— необходимо внести изменения в порядок декларирования и ТР ТС 029/2012 статью 9. (внесение изменений в Решение ЕЭК 293 от 25.12.12, в раздел II Правила оформления деклараций, п.4-5) и закрепить обязательный статус раскрытия сведений о продукции, обеспечивающих ее идентификацию (протоколы испытаний, макет этикетки), которые должны в обязательном порядке быть представлены в приложении к декларации и являться ее неотъемлемой частью с целью обеспечения прослеживаемости обращаемой продукции, по всем уровням документов.

Именно, принятие выше упомянутых мер, позволит воплотить в жизнь положение Стратегии в части <<актуализировать систему выпуска в обращение пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности и последующего контроля в процессе их обращения>>, а не возврат к форме подтверждения соответствия в виде государственной регистрации, что фактически восстановит административные барьеры, упраздненные принятием ТР ТС 021/2011, которые предполагают введение дополнительных неоправданных финансовых и временных затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

СППИ

Популярное

To Top